Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Ein_walking_05

Инди-катор vladforn 73

118

Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?

Нет, я понимаю, что этот фильм никаким боком не связан c играми, и не стоит писать здесь обзорчик. Но может, все же почитаете эти размышления, а?

С Андреем Звягинцевым мне предлагали познакомиться давно, еще, когда вышел второй его фильм, кажется "Изгнание", но только сейчас я решил посмотреть его новый фильм, благодаря нижеуказанным обстоятельствам.

Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?
Про кино - Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?

Мне этот фильм стал интересным из-за скандала, разгоревшегося у нас в Самаре, когда исполнителя роли архиерея – главного режиссера Самарского академического театра драмы им. М.Горького Валерия Гришко обвинили в непатриотизме и оскорблении православной церкви.

Спойлер
Я не кинокритик и не заядлый киноман, так что моё мнение очень субъективное. И не следует опираться на него, когда будете решать смотреть фильм или нет.

Этот, конечно, интересный фильм меня как-то не впечатлил, была ли это конъюнктура со стороны режиссера, специально для всяческих кинофестивалей, не знаю. Посмотреть однозначно стоит, но что имелось в виду я не понял. Просто жизненная история? Так начни смотреть любой сериал, и увидишь эту правду. Есть красивые виды, отличные актеры, хорошая музыка, только вот музыка меня немного сбивала с толку. Она немного была помпезной, отстраненной на мой вкус.

Фильм начинается как обычная история о русской жизни, такая неприглядная чернуха, знакомая с 90 годов, о борьбе хорошего человека с коррумпированной властью и показом судьбы обычной семьи в небольшом русском городке на севере России. Русский простой парень, местный Кулибин, помешал мировому прогрессу и местному бизнесу. Эта история могла быть и в любом российском городке средней полосы. Продажность суда-прокуратуры-милиции-полиции, и преданность (с оговоркой) друзей. Семейная жизнь героя и измена. Родственники и знакомые, которые, как семья. Всё это может, будет непонятно нерусскому человеку, и он воспримет это как диковинку. Хотя мафия и коррупция это не русское изобретение.

Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?
Про кино - Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?

Жизнь порой сложна и проста одновременно, потому что помимо конфликта с насквозь гнилым местным руководством ещё есть личные трагедии героя.

Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?
Про кино - Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?

В фильме показан конфликт между частным владельцем и представителем власти, городским хозяином, из-за участка и построенных на нем дома, мастерской-гаража, так как это удобное место для бизнеса почти в центре города, лакомый кусок.

Но в развитии конфликта примешиваются личные трагедии и давняя любовь, не главного героя. Они, а также страх и ненависть, боязнь и геройство сплетаются в сложный узел, который сложно разрубить. Начинает формироваться клубок непонимания и незнания, человеческой борьбы за место под солнцем. А около всего этого шумит и бушует северное море, безразличное к людским страстям. Камни и скалы стоят освещаемые каждый день, каждый век. Им неинтересно кто сегодня правит на этом берегу. Сегодня один, завтра будет править другой человек-букашка. Эх, люди…

Всё это разбавляется толикой русской духовности и красивой северной природой. В фильме есть сложный персонаж, роль, которого сначала мне было не понять. Это (отец, батюшка, выбери нужное) архиерей. Этот архиерей показан двуличным и неверящим в свои слова клерикалом. А может верящим, но вкладывающим в них свой смысл.

Ходить в церковь и быть монстром, не верящим в Бога, или верящим показушно. Ведь ходить в церковь стало так модно для представителей властей.

Не ходить в церковь да, в общем, не верить в Бога, но быть человеком. Что есть идея и вера в жизни русского человека? Почему именно русские задают вопросы – Что делать? Как быть? (И кто ты после этого? Ха-ха).

Всё бы ничего, но эти разговоры о боге и предназначении власти и её целях, вроде бы не влияющие на происходящее в фильме, но они задают тайный смысл, подложку происходящего в фильме.

Представление православием официальной власти как богом данной, такая вот, новая самодержавность. Сращение церкви и местной власти, государства. Кажется в истории России это уже пройденный этап, когда надо было держать простых людей в повиновении у государства, и когда церковь служила власти.

Видно, что местный продажный политик готов остановиться и пойти на мировую, но нет, батюшка архиерей долдонит ему о том, что власть, в том числе и на местах никому не должна уступать, ведь она дана богом… и вот совершаются новые злодеяния.

Духовность и русская душа, а есть ли она? Может просто мы, русские, скрываем свою неприспособленность к этой жизни? И поэтому нуждаемся в вере в поиске своего пути.

Символы в фильме

Разбросанные по телу фильма символы и библейские легенды и цитаты, возможно понятны для начитанного человека, но для простого человека они пройдут мимо. Он их не поймет. Этакая штучка для посвященных… хм. Короче, кино для арт фестивалей, наверно. Однозначно.

Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?
Про кино - Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?

Скелет кита на берегу, показанный на обложке и в одной из мимолетных сцен фильма, как символ Левиафана? Или чего? Я этого так и не понял.

Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?
Про кино - Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?

Виды северного моря и суровой природы, конечно, склоняют к философии и размышлению о быстротечности и тщетности человеческой жизни, но они как-то не связаны с сюжетом фильма. Были бы сцены героев на этом фоне… а так они живут как бы отдельно от человеческих страстей. Может так и надо.

Музыка как символ. Мне показалось, что музыка жила отдельно от фильма, рядом с северной природой. Она как бы есть, но можно и не замечать.

Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?Левиафан (2014) | Трейлер

На 111 минуте фильма есть очень интересный диалог между героем и простым священником, случайно повстречавшимся возле магазина, не архиереем, с кучей библейских цитат, среди которых и история про Иова и левиафана.

Спойлер
Священник рассказывает про Иова (Job) и его поисках и смятении. И, мол, в конце концов, когда Иов успокоился, то дожил до старости лет. Может быть если бы герой вовремя остановился, то дожил бы он до старости? Вопрос вопросов.

Что имел в виду режиссер? Ассоциации с библейским Иовом в связи с сюжетом фильма я ни черта не понял. Это упоминание Иова запутывает объяснение происходящего, или несет какой-то символизм. Я такой тупой и не сильно знаком с библейскими аллегориями. Не имею церковно-приходского образования, которое, говорят, насаждают в нынешних школах. Нет, пускай, будет.

Критика фильма, не моя

Конечно, режиссера можно обвинить в очернительстве русского народа и показе неприглядных сторон нашего жития, но в фильме многое верно подмечено. Скверное русское пьянство как несогласие с этой жизнью??

Фильм для нерусского человека будет откровением, но для меня сталкивающего постоянно с несовершенством жизни в России, ну ничего нового. Абсолютно.

Очернительство образа православной церкви, которое в фильме служит подпоркой для власти, а не посредником между верующими и Богом. Может быть. Я думаю это лишь отдельный пример отдельного священнослужителя, в семье не без урода. Я встречал очень идейных людей среди простых священников, искренне верующих в Бога, правда мало, так что не всё потеряно для верующих.

Раздумья, раздумья и мысли...

В конце фильма для героя всё кончается печально. Казалось бы, фатализм и неотрешимость судьбы, всё решает право сильного и властного, но есть о чем задуматься. В фильме многое недосказано, оставлено за рамками. Сам фильм начинается не с самого начала конфликта, всё как бы идет рывками, каждый зритель должен сам решить, что же хотел рассказать режиссер фильма.

Нет, я снова возможно тупил или давно не смотрел такие философские фильмы, но после титров стало немного грустно. Нет, не из-за грустного финала, он жизненен, это не хэппи-энд сказки, рассказываемый церковью взрослым и взрослыми детям. Просто я вспомнил многое произошедшее со мной, то, что я видел, каких людей повстречал; хороших и плохих, хорошие вначале оказывались не теми, за кого они себя выдавали, а плохие, которые в начале совершали плохие поступки, оказывались очень даже справедливыми.

Говорят, что фильм объединил в себе аллюзии на американскую трагедию Марвина Джона Химейера, историю библейского Иова и философский трактат Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

История борьбы одиночки с коррумпированной государственной машиной – этаким Левиафаном? Может быть. Государство это всепоглощающий Левиафан? Поглощающий судьбы и жизни людей, перерабатывающий, истирающий в труху все надежды и мечты простых людей.

Не, не читал такого.

В фильме я главное внимание обратил на драму, на эмоции, человеческие взаимоотношения. И для меня Левиафан, это зверь, выходящий из моря. Или из каждого из нас. Это я к словам одного психолога, что в каждом из нас таится зверь (страстей?) который иногда выходит из глубокого моря подсознания, и тогда мы совершаем страшные, а может просто странные дела. Но все же одни держат под контролем своего зверя, другие не могут.

Надеюсь, каждый сделает свой вывод о каком левиафане в фильме идет речь. Короче рекомендую смотреть, несмотря на некую арт-хаусность и скандальность. Для меня никакого скандального подтекста в фильме нет.

Спойлер

118
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

25 комментариев к «Какого "Левиафана" имел в виду Звягинцев?»

    Загружается
Чат